[лат. Calendarium Carthaginiense], литургический календарь Карфагенской Церкви, архетип которого датируется 1-й третью VI в. Известен по единственной рукописи, найденной Ж. Мабильоном в 1682 г. в аббатстве Клюни. К основной рукописи XI в., содержащей комментарии блж. Иеронима Стридонского на Книгу прор. Исаии, был прикреплен лист с календарем, который Мабильон датировал VII в. Впоследствии он издал этот календарь с комментариями (Mabillon. 1682. P. 398-422; текст воспроизведен в: PL. 13. Col. 1219-1230). По сути Мабильон был единственным исследователем, кто видел и описал эту рукопись, пропавшую уже в нач. XVIII в. Сохранился только список, сделанный рукой Мабильона (Paris. lat. 17698), к-рый ничем не отличается от изданного им текста и не дает дополнительной информации о рукописи. Мабильон по достоинству оценил этот памятник, указав, что это древнейший дошедший до нас календарь Карфагенской Церкви. Следы влияния др. календарей африкан. Церквей более раннего времени (нач. V в.) могут быть обнаружены в Мартирологе блж. Иеронима. Однако если компилятор Мартиролога блж. Иеронима делал выборку сведений об африкан. святых для своего универсального агиографического свода, то К. к. дошел в первозданном виде и отражает литургическую практику VI в., а также, если принять датировку Мабильона, VII в., когда он был переписан. Мабильон определял дату создания К. к. исходя из того, что последний по времени жизни святой, упомянутый в нем, свт. Евгений, еп. Карфагенский, скончался в изгнании в Галлии в 505 г. После смещения Евгения в 496 г. из-за противодействия ариан-вандалов кафедра оставалась незамещенной до избрания в 523 г. Бонифация, чье имя уже не значится в календаре. Л. Дюшен наиболее вероятной датой составления К. к. считал годы епископства Бонифация (523-535) и правления кор. Хильдерика (523-530), т. е. период наибольшего благоприятствования правосл. Церкви в королевстве вандалов. В любом случае кончина Евгения Карфагенского в 505 г.- это верхняя граница, после к-рой был создан К. к. Содержание календаря, фиксирующее современную созданию рукописи литургическую практику, более отражает реалии визант. периода VII в. в истории Сев. Африки, чем вандальского времени нач. VI в. О визант. влиянии свидетельствует особое выделение памятей 3 апостолов, чьи мощи находились в К-поле: Андрея Первозванного, Луки и Тимофея. Из прочих апостолов названы только те, чье почитание к IV в. приобрело общецерковный характер: Петр и Павел, а также новозаветные мученики первомч. Стефан и ап. Иаков Зеведеев. Празднование памяти чтимой в Византии Евфимии Всехвальной, вмц. Халкидонской (16 сент.), видимо, было введено в Карфагене из догматических соображений после Вселенского IV Собора в Халкидоне (451), к-рый проходил в ц. вмц. Евфимии. Почитание великомученицы должно было подчеркнуть приверженность Карфагенской Церкви халкидонскому исповеданию, что было актуально либо в 40-50-х гг. VI в., во время спора о «Трех Главах», когда африканская Церковь выступила против политики имп. Юстиниана I об осуждении «Трех глав», считая это пересмотром халкидонских постановлений, либо в 20-40-х гг. VII в., когда в Сев. Африку в связи с персид. войной и последующим араб. завоеванием начался приток беженцев из вост. провинций Византийской империи (Сирии и Египта), многие из к-рых были монофизитами (Ellis S. Carthage in 7th Cent.: An Expanding Population? // Cahiers des Études Anciennes. 1985. Vol. 17. P. 30-42).
В заглавии календаря говорится, что он содержит дни памяти мучеников и преставления епископов (dies natalitiorum martyrum, et depositiones episcoporum), которые ежегодно отмечает Карфагенская Церковь, что полностью соответствует тексту памятника. К. к. начинается с 19 апр., т. е. приблизительно после Пасхи, а последней датой является 16 февр. Памяти святых в кон. февр., марте и 1-й пол. апр. опущены, т. к. на этот период приходятся Великий пост и пасхальные торжества. Это литургический календарь, а не только список африкан. святых: помимо памятей местных мучеников и Карфагенских епископов в нем указаны нек-рые Господские праздники, а также имена подвижников, чье почитание перешло из др. Церквей. При этом составитель включил в К. к. только даты значимых литургических торжеств в соответствии с традициями Карфагенской Церкви (отсутствие памятей мучеников в период Четыредесятницы) и не стремился указать памяти святых на все дни календаря.
Память мучеников Маккавеев (1 авг.) - единственная в календаре из ветхозаветных. Она утвердилась как особое торжество во мн. Церквах Востока (Антиохия) и Запада (Рим). Эти иудейские мученики рассматривались как прообразы всех последующих христ. мучеников. Из праздников, связанных с жизнью Спасителя, указаны только 2 - Рождество Христово и Богоявление. За Рождеством следуют памяти первых новозаветных мучеников: первомч. и архидиак. Стефана (пам. 26 дек.), св. Иоанна Предтечи (впосл. ее вытеснила память ап. Иоанна Богослова) и ап. Иакова Зеведеева (пам. 27 дек.), Вифлеемских младенцев (пам. 28 дек.), церковное поминовение к-рых после Рождества уже прочно вошло в обиход всех Церквей Запада. Кроме того, отмечен праздник Рождества св. Иоанна Предтечи (пам. 24 июня). Упоминание под 29 июня апостолов Петра и Павла можно считать следствием рим. влияния. Из др. апостолов указаны только особо чтимые в К-поле Андрей Первозванный (пам. 29 нояб.), Лука (пам. 13 окт.) и Тимофей (пам. 22 авг.), чьи мощи были перенесены в IV в. в к-польскую ц. св. Апостолов. В К. к. включены имена рим. святых сщмч. Климента, еп. Римского (пам. 23 нояб.), мч. Хрисогона (пам. 24 нояб.), мч. Ипполита (пам. 13 авг.), сщмч. Сикста II, еп. Римского (пам. 6 авг.) и его архидиак. Лаврентия (пам. 10 авг.), мц. Агнии (пам. 21 янв.) и мч. Генесия Мима (пам. 24 авг.). В последнем случае память рим. мученика, по всей видимости, вытеснила память более известного и чтимого мч. Генесия Арелатского (пам. 25 авг.) ввиду более тесных связей Карфагена в V-VI вв. с Римом, чем с Галлией. Причина, по к-рой из многочисленных рим. епископов-священномучеников в К. к. был внесен именно Сикст II, может заключаться в том, что этот святой восстановил отношения Римской Церкви с Церквами Африки и М. Азии (его предшественник сщмч. Стефан I прервал общение с этими Церквами из-за вопроса о перекрещивании еретиков), и в широкой известности пострадавшего с ним архидиак. Лаврентия.
В К. к. было внесено 4 имени южноиталийских святых: мц. Агафии Катанской (пам. 5 февр.), сщмч. Ианнуария Беневентского (пам. 20 сент.), мч. Соссия, диак. Мессинского (пам. 23 сент.), и исп. Феликса Ноланского (пам. 15 янв.). Почитание мц. Агафии, к-рая уже с V в. считалась покровительницей Сицилии, началось в Сев. Африке скорее всего в период, когда этот остров был частью Вандальского королевства. Кроме того, с 30-х гг. V в. пиратские набеги вандалов на Сицилию привели к отправке в Сев. Африку части захваченного в плен местного населения. В связи с теми же обстоятельствами в Сев. Африке утвердился культ сщмч. Ианнуария и мч. Соссия. Распространение в Карфагенской Церкви почитания исп. Феликса Ноланского, видимо, стало результатом связей блж. Августина со свт. Павлином Милостивым, еп. Ноланским, ревностным сторонником почитания этого святого и автором его Жития. Блж. Августин присутствовал при обретении мощей Медиоланских мучеников Гервасия и Протасия (пам. 19 июня) (Aug. Confess. IX 7 // PL. 32. Col. 770) и впосл. написал Слово в честь этих святых (Idem. Serm. 286 // PL. 38. Col. 1297-1301), прославившее их в Сев. Африке (см. подробнее в ст. Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий). Наконец, благодаря связям между Церквами Африки и Испании, существовавшим еще со времен сщмч. Киприана Карфагенского (сер. III в.), в Карфагене установилось почитание 2 испан. святых - мц. Евлалии Эмеритской (пам. 10 дек.) и сщмч. Викентия Августопольского (пам. 22 янв.).
Из Карфагенских епископов доконстантиновской эпохи в К. к. фигурирует только сщмч. Киприан. Из епископов IV-V вв. в календарь внесены защитники православной веры свт. Грат (подписавший определения Сардикийского Собора 343 г. и председательствовавший на Соборе в Карфагене в 348 или 349 г.; пам. 5 мая), свт. Реститут (участник Собора в Аримине 359 г.; пам. 29 авг.), свт. Генетлий (или Генефлий, председательствовавший на Карфагенском Соборе 390 г., † 391/2; пам. 7 мая), свт. Аврелий (391/2 - между 427 и 430 гг., близкий друг блж. Августина; пам. 20 июля), свт. Капреол (автор посланий, в т. ч. к участникам III Вселенского Собора 431 г.; дата между 22 и 30 июля стерта), а также 3 епископа периода гонения вандальских королей-ариан на правосл. христиан: Кводвультдеус (437-439; пам. 8 янв.), Деограт (или Деограций (454-458; пам. 5 янв.)) и Евгений (481-496; пам. 5 янв.). Под 29 авг. отмечена память блж. Августина, еп. Гиппонского.
Мн. африкан. мученики объединены в группы по месту их происхождения. Так, в К. к. упоминаются дружины мучеников из городов Тимида-Регия (пам. 31 мая), Максула-Радес (пам. 22 июля), Масса-Кандида (пам. 18 авг.), Сциллийские мученики (пам. 17 июля), Тубурбские (пам. 30 июля), Волитанские (пам. 17 окт.), «Капитанские» (вернее, Капситанские; пам. в нач. нояб.), «Эроненские» (пам. 11 дек.), «Рубрские» (вернее, Рубикарские или Русубикарские; пам. 17 янв.), Тертулльские и Фикарийские (пам. 19 янв.), Картеннские мученики (пам. 2 февр.) и т. д. Нек-рые из этих дружин неизвестны по др. источникам, напр. «Эроненские» и Тертулльские мученики. Мученики из г. Вага (пам. 29 окт.) - единственная группа святых, пострадавших в IV в., во время раскола донатистов. Многие из этих дружин (напр., мученики из городов Максула-Радес, Масса-Кандида или Картенны) упоминаются только в проповедях блж. Августина (Ibid. 283, 306 // PL. 38. Col. 1286-1288, 1400-1405) или в каталоге его сочинений свт. Поссидия, еп. Каламского (Possidius Calamensis. Indiculus Librorum, Tractatum et Epistolorum St. Augustini Hipponensis episcopi. 9 // PL. 46. Col. 19). В К. к. встречаются и одиночные памяти святых, сведения о к-рых содержатся только в произведениях блж. Августина: мучеников Катулина (пам. 15 июля; Ibidem), Квадрата (пам. 20 авг.; Ibidem), Агелея или Агилея (пам. 25 янв.; Ibidem), cщмч. Сальвия, еп. Мембрессы (пам. 11 янв.; Ibid. 3, 10 // PL. 46. Col. 8, 20). Др. святые из К. к. известны только из переписки сщмч. Киприана Карфагенского, это мученики Маппалик (пам. 19 апр.; Cypr. Carth. Ep. 10, 22, 27 // CSEL. T. 3. Pars 2. P. 492, 534, 541-544), Фелициан (пам. 29 окт.; Ibid. 59 // CSEL. T. 3. Pars. 2. P. 677), Лукиан (пам. 1 февр.; Ibid. 23 // CSEL. T. 3. Pars. 2. P. 536), свт. Немесиан, еп. Тубун в Нумидии (дата памяти частично стерта, между 17 и 25 дек.; Ibid. 76, 77 // CSEL. T. 3. Pars. 2. P. 827-836), и др. Оба автора сообщают о мучениках Касте и Емилии (пам. 22 мая; Cypr. Carth. De lapsis. 13 // PL. 4. Col. 476; Aug. Serm. 285 // PL. 38. Col. 1293-1297). Почитание нек-рых из этих святых, напр. мч. Маппалика, впоследствии получило распространение в др. Церквах Запада, их памяти вошли в лат. календари и Мартирологи. В значительной степени этому способствовали авторы каролингских Мартирологов, в первую очередь Адон Вьеннский, который добавлял к памятям африкан. святых, взятых из Мартиролога блж. Иеронима, сведения из сочинений блж. Августина и сщмч. Киприана, т. о. составляя небольшие сказания. Однако большинство упомянутых в К. к. африкан. святых остаются практически неизвестными. В лучшем случае они упомянуты без к.-л. пояснений под аналогичными датами в Мартирологе блж. Иеронима.
Из святых, о страданиях к-рых сохранились мученические акты, в К. к. упомянуты Мариан и Иаков (пам. 6 мая; BHL, N 131-132), Лукий и Монтан (Монтан, Лукий, Флавиан и др., мученики Карфагенские, пам. 23 мая; BHL, N 6009), Тубурбские (пам. 30 июля; BHL, N 5809) и Сциллийские мученики (17 июля; BHL, N 7527-7534; BHG, N 1645). В К. к. отсутствует память чтимых в Карфагене мучеников Перпетуи, Сатура (Сатира), Ревоката, Сатурнина (Саторнила), Секундула (Секунда) и Фелицитаты (Филицитаты), т. к. этот день (7 марта) попадает на период Великого поста.